Основные правила ведения деловых переговоров.

С самого детства мы начинаем вести переговоры, сначала с родителями, потом с учителями, преподавателями и работодателями. Все наши переговоры строятся на одной или нескольких целях, которые мы хотим достичь, будь это новая игрушка, хорошая оценка в школе или перспективное рабочее место. И либо мы получаем того чего хотим, либо не получаем, либо находим компромисс. Причём последний вариант всегда лучше, чем первые два. Ведь компромисс – это обоюдное решение обоих сторон, и после принятия решения сложно доказать, что решение было навязано, или принято под угрозой.  К тому же компромисс в бизнесе сулит дальнейшее благотворное сотрудничество. Ошибочно мнение, что компромисс означает – «не тебе и не мне», это в корень не так, компромисс - несомненно ведёт к уступкам с обеих сторон, и перед нами открывается замечательно поле для творчества, как обратить компромисс в свою сторону.

На просторах интернета уже есть много разных статей, я же выражу свой взгляд, основываясь на своём опыте ведения деловых переговоров, и так начнём с главного:

  1. Отсутствие эмоционального окраса деловых переговоров – эмоции при ведении переговоров наш самый худший враг, именно они выдадут все ваши козыри в рукавах, перетянут дорогой наш компромисс на сторону оппонента. С ними не надо бороться, нужно их не испытывать.  
  2. Чётко поставленные цели – задолго до начала переговоров необходимо точно поставить цель или цели, и прибавить что-нибудь ещё, т.е. стремится добиться больше, чем надо. Это даст Вам возможность на переговорах сделать шаг или несколько шагов назад, своего рода – поторговаться, дополнительные цели должны быть не так важны для обеих сторон, но при этом сложно осуществимы для Вашего оппонента. Например, если Вы просите у руководства повышения заработной платы или повышения в должности, а офис Ваш находится в центре Москвы, непременно попросите и отдельный кабинет, ну или кабинет больше, или с выходом во двор.  И если на переговорах Вы придёте к компромиссу, то им будет являться ни повышение вашей заработной платы на 50% от запланированной в целях суммы, а отсутствие нового кабинета. Необходимо чётко формулировать и саму цель, если Вы хотите повышения то говорите, на какую должность вы претендуете, если хотите повышения заработной платы, вы тоже точно должны обозначить сумму, вплоть до копеек.  
  3. Уверенность в своих действиях – если Вы что-то просите, Вы в первую очередь, должны быть уверенны, что это именно-то, что Вам надо. Уверенность в себе и своих действиях это 30% залога удачных переговоров. Если Вы ведете угрозы на переговорах, Вы должны их осуществлять. Грозитесь уволиться, если не поднимут заработную плату, приходите с увольнительной. Грозитесь начать сотрудничать с конкурентами? Приносите уже подписанный, хотя бы с Вашей стороны договор. Всегда стойте на своём, даже если пришли к компромиссу, всегда поясняйте, что Ваше решение было правильное. Не отказываетесь от своих слов.
  4. Мотивируйте себя нематериально. Любой материальный мотиватор – абсолютно не имеет смысла. Он не работает на подсознательном уровне. Не стоит забывать, что человек это млекопитающие, и им движут основные инстинкты -  выживание и размножение. Всегда округляйте желаемый результат до этих простых мотиваторов, и добьётесь своей цели. Например увелечение оклада можно мотивировать тем, что Вам нужна квартира, что бы выжить и не замёрзнуть зимой, так как Ваша съёмная не надёжна, ну или вам нужен дорогой костюм\платье, что бы стать более привлекательным(ой) для противоположного пола, или купить машину, что бы экономить свои физические ресурсы для передвижения по городу. Все эти «натуральные» мотиваторы – просто работают, а ненатуральные, навязанные обществом, такие как купить машину потому, что у всех есть или купить новый телефон – ненатуральны и не работают, у Вас постоянно будут появляться новые и новые «псевдо» мотиваторы.
  5. Старайтесь соответствовать своему оппоненту во всех отношениях. Если ваш оппонент в костюме, вы должны надеться костюм, если он в свитере, Вы тоже должны одеть свитер. Так же и по моральному настрою, если он нервничает, постарайтесь показать, что вы тоже не спокойны, Вы всегда должны оставаться на одной волне, и равных условиях. Будьте похожи на него, употребляете те слова, которые употребляет он. Это не значит, что Вы под него прогибаетесь, ведь Вы же не намеренны  менять свои цели?  
  6. Выбирайте правильное время. Время Ваш враг, чем больше вы даёте оппоненту времени, тем больше есть шанс, что ваши условия могут быть не приняты. Деловые встречи нужно назначать так, что бы у Вашего оппонента была последняя встреча на сегодня, а лучше и перед выходными днями или праздниками. Деловые люди обычно ценят своё время, и начинают мечтать о проведении свободного времени ещё заранее, пользуйтесь этим. Чем меньше будет думать Ваш оппонент, тем быстрее примет решение, тем более вероятно ,  что в Вашу пользу.

И это ещё не всё, но это именно то, с чего нужно начать.